Амфоризмы

Даже хорошая жена немного неверна своему мужу. То же и муж: как бы плох он ни был, но и он немного верен своей жене.

пятница, 22 августа 2025 г.

Инструкция по различению людей

 

Всякий человек сталкивался с тем, как правильно и безошибочно определить человека. Не только незнакомого человека, о котором мало что известно, кроме того, что он в майке и курит, но человека знакомого, а то и вовсе родного. Ведь это заблуждение - думать, что мы знаем родного человека, с которым прожили, пережили и нажили. Возможно, этот родной человек не такой уж и родной, а то и вовсе предатель, тайком водящий шашни с тем, который в майке и курит с независимым видом, будто не при делах и знать ничего не знает. Некоторые настолько не могут отличить человека, что подходит к ним какой-нибудь негодяй с сигаретой и просит закурить, а те, не чуя подвоха, дают ему требуемое, словно своему землячку или братушке, а потом горько рыдают, обманутые в своих ошибочных представлениях о жизни.

Так что же? Отказывать всем, черствея душой и переполняясь ненавистью к человечеству, или научиться отделять хороших людей от их ничтожных подобий? Или, как сказал бы знающий суть вещей мудрец, величественных ничтожеств.

Но сперва нужно бы сказать, что Человек - не биологический вид. Это обезьяна - вид, это свинья - вид, это Сергей Данилович из службы приставов - вид. Все они похожи на Человека, но в сущности - вид. А вот Человек - это надстройка над видовым базисом. На Человека не учат в ВУЗах, Человеком не становятся при рытье траншей, даже книги не делают животное Человеком. Человек возникает каким-то таинством, чудом, стечением невообразимых обстоятельств и, что очень важно, собственной волей и усердием.

- А кто же тогда человек? Уж не ты ли, усато-волосатое существо с ехидной усмешкой на бесстыдных губах? - спросит меня лысеющий от пытливости читатель.

Да, это я. Но лучше бы взять примером того или тех, кто некогда владели умами, а потом покинули этот мир по биологическим причинам и забравшие с собой все умы, коими завладели. Согласитесь, сложно в наше время представить себе живого человека, закупающегося акционными продуктами в сетевом магазине, который бы понимал ту белиберду, которую понаписал Кант или другой небезызвестный философ, например, Дионисий Гераклейский. Лично я испытываю чувство абсолютной неполноценности, если мне в руки попадается Дионисий Гераклейский. А ведь мимо него не пройдёшь, он попадается всегда. Вот журнал "Весёлые картинки" или газета "Комсомольская правда" такого уж сильного ощущения неполноценности не вызывают, а Дионисий, Иммануил, Георг Вильгельм Фридрих Ге или Артур Шо вызывают, как это принято говорить, нестерпимую боль в области головного мозга.

Ведь вы подумайте, писали люди трактаты, потом сами же их читали, потом переписывали их, понимая, что массовый читатель может кое-что не понять, и всё это с полным пониманием, с глубоким осознанием вопроса, со вдумчивым и мудрым пристрастием к точности формулировок. Не правда ли, удивительно? А потом сто пятьдесят тысяч местных мудрецов от Сырдарьи до Линдисфарна надували щёки и ворчали: "Что-то господин Гегель напутал с этой его абсолютной истиной". А другие мудрецы, от берегов Замбези до берегов Конго, вторили им: "Мы трусы до сих пор придумать не можем, чтобы ходить за акционными товарами в сетевой магазин, а они уже о Сверхчеловеке говорят! Совсем совести нет у белых людей!"

И по всему видно, что с людьми происходит что-то подозрительно нехорошее. Ну ладно, опустим всякую вкусовщину, вроде недостаточно изящных предметов верхней одежды, сшитых, может быть, по фигуре, но неизвестно по какой: фигуре обезьяны, свиньи или Сергея Даниловича из службы приставов. Если уж свободу личности люди понимают так, что можно носить уродливую одежду, сшитую по фигуре обезьяны обезьяной же, то пусть носят. Но вот как объяснить то, что человек из подворотни, пристающий с требованиями закурить, обществом воспринимается как социально враждебный элемент, но тот же человек, надевший итальянский костюм, воспринимается социально близким, хотя отжимает он куда больше, чем прежде? Я не понимаю. Видимо, Шопенгауэр где-то недоглядел и чего-то для нас не то написал.

Но давайте же разберёмся в том, как отличить существо от Человека. Вот тут всё просто. Дайте человеку деньги, много денег. Отдайте ему всё, что имеете. Оставьте только майку-алкоголичку и одну сигарету, чтобы нервно покурить. Остальное произойдёт автоматически. Существо бросится скупать последние модели, лучшие марки, умные вещицы, последние крики и изысканные писки, шокирующие и экзотические, постыдные и безупречные, трендовые и хайповые, и всё это будет невероятно, сумасбродно, оглушительно дорого, ведь всем известно, что цена имеет некоторую зависимость с качеством. Такой человек не станет покупать коробок спичек за 10 рублей. Это раньше он покупал такие жалкие спички. Теперь он будет покупать коробок спичек по 1000 рублей, и это будет коробок ручной работы со спичками из ценных пород дерева. И майку он купит себе не за 50 рублей из корзины в зачумлённом подвале на окраине таёжного посёлка с медведями, а в блистающем огнями и витринами Гумцуме, в самом сердце страны, за сто тысяч денег и наденет её поверх ватника, чтобы все видели логотип. Или дайте человеку власть, что в некотором смысле, аналог денег. Результат у существа будет такой же: он сделает всё, что только возможно сделать для себя.

Но Человек, получив хоть деньги, хоть власть, станет думать о другом, потому что достоинство Человека не в материальных аспектах бытия, как сказал бы Сергей Данилович из службы приставов, если бы умел так говорить. Человек ответственен перед собой и людьми, он станет думать о людях, потому что роль потребителя не вяжется со званием Человека. И во всём он был бы одинаков, давая, предоставляя, делясь и помогая, ведь именно в этом и есть путь Человека, для которого ценностью является его "я", а не бирки на одежде и вкус деликатесов на сосочках языка.

А теперь оглянитесь вокруг и понаблюдайте. А ещё лучше - посмотрите на себя. Пусть на вас не самая лучшая майка и сигареты ваши изготовлены из перемолотых носков, но ведь есть и у вас возможность не быть существами, а хоть немного переместиться в сторону Человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Представьтесь, пожалуйста, прежде, чем отправить сообщение.