Амфоризмы

Даже хорошая жена немного неверна своему мужу. То же и муж: как бы плох он ни был, но и он немного верен своей жене.

суббота, 29 марта 2014 г.

Долг и дети

СССР понемногу возвращается. Примерно с той же скоростью возвращается, с какой Россия становится бесперспективной страной, закрытой страной, страной изгоем. Чем меньше свободы, тем больше патриотизма. Вещи, видимо, взаимосвязанные.

Утверждается, что дети должны получать патриотическое образование, что они должны активно чтить героев, стоять вахты памяти и любить свою страну всеми возможными способами. Это дети, которые ещё не понимают, что такое любить, которым нет дела до героев прошлого, у которых нет понимания самих терминов, в которых им это навязывается.



Именно навязывается. Навязывается теми взрослыми, которые считают, что для ребёнка очень важно преклоняться перед теми вещами, перед которыми преклоняются эти взрослые. Это понимаемо: взрослые хотят, чтобы дети были похожи на них, их ужасает всякая непохожесть. Взрослые хотят, чтобы их дети хотя бы ментально жили в том же мире, в котором жили и живут они. Можно было бы приучать детей к ношению лаптей, валенок, балалайки, но это было бы очевидно смешно, а вот обматывание детей веригами долга - это очень серьёзно, хотя по сути то же самое.

Вот в одном городе открывается памятник Александру Матросову. Этот памятник должен дать детям понимание долга в его высшем проявлении - самопожертвовании. Естественно, детям этот Александр Матросов нафиг не нужен, они живут героями "Марвел", кумирами поп- и рок-музыки, они хотят жить с удовольствием. Подвиг Матросова им даст (может быть даст) инструкцию, что в определённый момент нужно будет лечь на пулемётную амбразуру или на дуло натовского танка, или на шахту баллистической ракеты, но это им не нужно и, скорее всего, никогда не понадобится. Это нужно взрослым, которые завязли в ином мире, не понимают его изменений и не могут ничего предложить своим детям, кроме опутывания их бесконечными "ты должен".

Никто, заметьте, не пытается ставить памятники героям войны с Наполеоном и учить детей любить этих героев. Это происходит потому, что Отечественная война не является миром взрослых нашего времени. Мало того, даже ближайшие по времени Афганская и Чеченские войны тоже не являются тем миром, которые существуют в головах взрослых. Но мало и этого. Даже герой Муся Пинкензон, успевший сыграть на своей скрипочке "Интернационал", после чего немцы его расстреляли, не является для взрослых деталью их мира, потому, видимо, что интеллигентная игра на еврейской скрипочке перед смертью не то же самое, что и безумное самопожертвование башкирского беспризорника.

Мир взрослых, в который они облачают своих детей, очень куц. И чем более куц, тем более радикален, жёсток. Ты должен, говорят они, и это не просто долг, это та ноша, которая делает людей нездоровыми, ограниченными и страдающими. Это может сломать чью-то судьбу, но взрослым кажется, что это и есть связь поколений и та сила, на которой держатся цивилизации. Они не понимают, что не любовь к Родине и не долг возьмут их за руку перед смертью и скажут "я тебя люблю, папочка".

Единственное, что, на мой взгляд, должен человек в жизни - это не мешать жить другим, как программа минимум, или помогать им, как максимум. Уважать чужие права, уважать право человека на неприкосновенность личного пространства. Но ведь это так трудно! Гораздо труднее, чем любить абстрактную Родину по колено в дерьме - натуральном и идеологическом. И вот туда мы, к сожалению, и движемся постоянно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Представьтесь, пожалуйста, прежде, чем отправить сообщение.