Амфоризмы

Даже хорошая жена немного неверна своему мужу. То же и муж: как бы плох он ни был, но и он немного верен своей жене.

среда, 15 октября 2014 г.

Немного веры

Сегодняшний статус «веры» позволяет использовать для ее изучения как параметры, так и логический инструментарий современной психиатрии. Веру можно поздравить. Всего за сто лет она сделала блестящую карьеру. От простого симптома — в отдельное явление.

Несложно заметить, что современная психиатрия не только приседает в реверансах перед верой, но порой и умиляется ей. Конечно, психиатрия «держит в уме» формулировки Сербского, Клейста и Крепелина, но дифференцирует проявления религиозной веры на «патологические» и «вполне здоровые», а иногда и даже «целительные».
...
Здесь нам становится окончательно понятно, отчего современная психиатрия классифицирует религиозную веру так дружелюбно и снисходительно. Сегодняшняя вера не содержит никаких крайних эмоциональных проявлений, «неземных голосов» и видений. У ее адептов нет ни малейшего желания уподобляться христианским святым в антисанитарии и членовредительстве. Она (почти) не возбуждает желаний принести себя или окружающих в жертву религиозной идее.

Она очертила свой круг: куличик, свечка, иконка, слеза умиления, а также абстрактные разговоры «о боге и духовности». Но все, что выходит за границы этого круга, по-прежнему трактуется как патология.
http://www.atheism.ru/library/Neverov_2.phtml

2 комментария:

  1. >>Человека, знакомого с основами физиологии мозга, заподозрить в изобретении
    >>таких фантазий, как «подсознание», чрезвычайно сложно.

    >>Возможно, «вера» в подлинном смысле этого слова осталась далеко в прошлом,
    >>а сегодня мы имеем дело лишь с ее имитацией, со сложным притворством,
    >>порожденным конформизмом, невежеством и модой?

    Не заподозрить ли нам современную физиологию мозга в утрате такой опции, как подсознание? Которая в далеком прошлом была включена, и больные истинно верили, а в тридцатых годах первого тысячелетия нашей эры выключилась, и здоровые стали реконструировать куличи?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как ни лелей нелюбовь к Фрейду и к тому, кто этот термин придумал, а подсознание, как его ни назови, существует. В моём понимании это неконтролируемая работа мозга, с которой я на дружеской ноге, поскольку с контролем у меня туго.
      Тут от подсознания ничегошеньки не зависит, как мне кажется, потому что оно пользуется теми же данными, которые предоставляют нам органы чувств и иначе быть не может. Мироздание становится всё понятнее, всё подвластнее человеку, поэтому странно было бы, наблюдая повсеместно пылающие кусты и возникающие соляные столбы, информировать об этом окружающих и зарабатывать славу пророка. Или, понужая подсознание пылающим поленом, видеть лики, ощущать благословение и становиться святым. Изменилась реальность, изменились формы психоза. А сама вера не является практической необходимостью и это не рефлекс, а выпестованная тысячелетиями форма общественного существования.
      Я не по сути вопроса, быть может, но так мне транслирует подсознание.

      Удалить

Представьтесь, пожалуйста, прежде, чем отправить сообщение.