Амфоризмы

Даже хорошая жена немного неверна своему мужу. То же и муж: как бы плох он ни был, но и он немного верен своей жене.

воскресенье, 22 февраля 2015 г.

В новый год, хоть и по лунному календарю, отчего бы не вспомнить о Вьетнаме и не устроить праздничный ужин.


Сайгонская жара обрушилась горячим душем. Душ был бы совсем неплох после десятичасового перелёта, но принимать его в одежде, полная ерунда. А ощущение было именно таково. Джинсы моментально прилипли к телу, волосы к голове, а в кроссовках захлюпало. До спасительной машины с контролируемым климатом надо было только перейти дорогу.


Легко сказать - перейти! Интересно, а как? Дорога вела себя не так, как положено дорогам по которым текут смирные транспортные потоки, упорядоченные дорожными знаками и всяческими светофорными ограничениями. Эту же буквально распирало шумливыми скуттерами, снующими хаотическими молекулами в паро-масляной взвеси. Раскрепощённые ездоки, отчего-то скрывающие лица под медицинскими масками, проявляли чудеса лавирования, ловко избегая столкновения как друг с другом, так и с зазевавшимся пешеходом.
Опачки! неужто про птичий грипп всё и правда так серьёзно, и телевизор не врёт, как обычно... принесла же нелёгкая сюда, хоть разворачивайся и беги обратно в самолёт, пока не улетел обратно. И почему не Таиланд? Маршрут обкатанный, проверенный и в декабре там самое место для любителей организованной туроператором адаптированной экзотики.


Лица церберов паспортного контроля уже не сулили ничего хорошего. Это были совсем не те смирные азиаты, просачивающиеся всеми правдами и неправдами в российские города, заполоняя швейными машинами цеха заводов, где прежде пахло разогретым металлом. И вместо красивых катушек для электромоторов, сверкающих меднопроволочными витками, там теперь крутились шпульки с гнилыми нитками, строчащие унылую бесконечность спортивных костюмов адидас и пуховиков, напоминающих сиротливостью расцветок и бесформенностью покроя обычный понурый ватник.

Мда, неприятно было засовывать свой глаз для сканирования в подозрительный аппарат. А если глаз будет потерян где-нибудь в джунглях и дозволят ли тогда всевидящие паспортисты вернуться на Родину? Не сочтут ли сверхбдительные стражи безопасности, что визит сюда, это преднамеренная разведывательная акция в пользу третьих стран. Китая, к примеру... в его претензиях на обладание загадочными Парасельскими островами.

И стало ещё подозрительней, когда на выходе из здания аэропорта, нас подхватили две особы, весьма бойко щебечущие по-русски. Впрочем, эти прикреплённые к нам провожатые помогли без потерь преодолеть дорожное столпотворение и спрятаться в прохладе микроавтобуса, раскрыв попутно секрет вьетнамских женщин, скрывающих свои лица под масками. Всё оказалось довольно просто. Перламутровая бледность кожи всегда ценилась на Востоке. И как прячется жемчужина в складках мантии раковины, столь же тщательно скрываются от солнечных лучей местные красавицы. Луноликость их девиз!



У нас была запланирована небольшая экскурсия по городу, а к вечеру надо было попасть в курортное местечко Муйне, где нас ждал двухнедельный отдых в приятном обрамлении косматых кокосовых рощ, шаловливых морских бризов, драматических закатов, багряных каньонов, белоснежных дюн, озёр с розовыми лотосами и постижением прочих красот в избытке представленных, как в рекламных проспектах, так и в фильме "Индокитай". О Рэмбо, универсальных солдатах, первой крови, охотниках на оленей и апокалипсисе думать не хотелось. Хотя хлёсткие вопросы и свинцовые неулыбчивые взгляды пограничной стражи вызывали вовсе не идиллические картины бескрайних ухоженных пляжей, но какую-то беспросветную унылость нескончаемого дождя в джунглях и потрескивание прорастающих сквозь человеческую плоть стеблей бамбука...



Пороху добавили наши кровожадные мужчины не пожелавшие витать в облаках, озирая окрестности Сайгона с седьмого этажа буддийской пагоды, или постигать музейные тайны вьетнамской медицины.  Прокатиться на лодочке по дельте Меконга им тоже было несподручно.

Решимость этих поклонников виртуальных стрелялок  направиться в строну преисподней была непоколебимой. Учитывая, что их было трое здоровяков, против двух слабых женщин, победило большинство и мы смирились.

Для несведущих сообщу название этого довольно-таки зловещего места - туннели Ку-Чи. Не скрою, поражающие воображение, наполненные призраками прошлого и тенями зла.

Эти многоуровневые разветвлённые туннели с тайными входами и выходами, помещениями, оборудованными для жилья, складами боеприпасов, пронизывающие плоть земли на сотни километров, служили в своё время вьетконговцам для сношения с северовьетнамскими товарищами. Один из тоннелей выводил к камбоджийской границе, откуда поступало оружие, взрывчатка и всё потребное для жизнеобеспечения ополченцев, живые силы пребывали из Северного Вьетнама по "тропе Хо Ши Мина", пополняя ряды борцов с неугодным им сайгонским режимом.



В общем, начиная с шестидесятого года прошлого века во Вьетнаме началась затяжная гражданская война между Севером и Югом. И это после японской оккупации во Второй мировой и последующего за ней трагического десятилетнего периода первой индокитайской войны! Бедный народ не знал куда и деться, оказавшись между молотом и наковальней политических амбиций. Опасность исходила, что от "белых", что от "красных". Дело для гражданских войн вполне обыкновенное и простой крестьянин днём стоял  по колено в воде на рисовом поле, а ночью ставил мины и устраивал ловушки в джунглях...


Конфликты подобного рода никогда не бывают локальными. Они втянуты в зону притяжения интересов более крупных игроков, желающих оторвать лакомый кусок природного ресурса или посадить на трон свою послушную марионетку. И не столь важно, когда случаются эти катаклизмы, что столетней давности, что нынешние, но скроены они по одному лекалу. Правители меняются, но люди - нет. Заняв своё место за карточным столом, где на кон поставлен мир, воображают, что сейчас всех обыграют, проведя блестящую комбинацию. Увы, придумать что-то свеженькое для них не представляется возможным, они просто люди и часто не самых блестящих умственных способностей. При этом, кажущееся вполне безопасным желание сбыть аборигенам излишки позавчерашней военной техники, или по отечески наставлять ставленника, оказывается не столь и безопасным и часто ведёт к катастрофическим последствиям...такие мысли возникли пока мы пытались выбраться из города, что было совсем непросто.

Город клокотал, переплетался лапшой электрических проводов, удушливо булькал варевом в котлах со снедью, управляемых старухами, душераздирающе завывал клаксонами, разлагался на тротуарах горами фруктов и развевался повешенным готовым платьем, собирал оранжевыми монахами подаяние, сумбур царил повсеместно, но обитатели казалось, этого не замечали и плавали в беспокойной мути, словно всеядная рыба тилапия.

Наши спутницы оказались не просто знатоками истории, а истинными Вергилиями, окунувшими нас в адские круги последней вьетнамской войны. Об этом они щебетали непрерывно, пока мы выбирались кружными путями из хитросплетения кажущихся опасными даже днём, улочек.

Отчего подобные фобии, спросите вы? Отвечу прямо и не таясь - не надо было всю ночь напролёт читать задиристый роман Фредерика  Форсайта "Мститель", а скрасить бессонницу полёта иными рецептами противостояния, исчерпывающе представленными прелестными в своей назидательности вьетнамскими сказками.


В общем, сказки всякого народа назидательны и представляют собой модель мироустройства и руководство по этикету, предписывающее, как не вляпаться во всякую глупую переделку, найти красавицу жену, лучше фею, разбогатеть, помолодеть, вкусно поесть, мягко поспать и поменьше работать... набор архетипических персонажей, в принципе, постоянен и Емеле-дурачку из русских сказок вполне можно отыскать восточный аналог. Только перемещаться в пространстве он будет не на печи, а на волшебных ходулях и спрашивать совета будет не у щуки, а у духа железа или обитательницы суши и вод, большой черепахи. Что особенно приятно для любителей фауны, сказки буквально кишат всяким экзотическим элементом обитающим в тропиках. И кого тут только нет, включая драконов, небесных кошек и жаб-воительниц читай: (змей-горынычей, котов в сапогах, Василис премудрых)


Впрочем, вернёмся к жутким реалиям существования в туннелях. Мы как раз подъехали. Услышанного и прочитанного было достаточно для того, чтобы понять раз и навсегда, что я не Алиса в стране чудес и вместо робкого белого кролика могу наткнуться только на плотоядную ухмылку жирной крысы, размером с Чеширского кота, или на ядовитую гусеницу, обожравшуюся мухоморов ... уж лучше вернуться в безопасную прохладу автомобиля, что и было сделано незамедлительно.

Кое-как скрючившись на заднем сиденье впала в странное состояние кромешной тьмы, утеряв на некоторое время свою бесценную индивидуальность и бессмертную душу. И не заметив возвращения спутников, проспала полпути без всяческих сновидений.

 Очнувшись и поглядев в окно, с присущей мне сдержанностью констатировала, что сошла с ума - марширующие по дороге пионеры...чёрный низ, белый верх, красный галстук... да ещё и с барабаном и горном! Какие пионеры? Их разве не отменили? И вообще, где я?



Но стройные ряды баньянов и плантации бананов вернули к реальности. Пришлось с ней смириться и понять, что ленинские бюсты встречались буквально на каждом шагу, как и портреты Хо Ши Мина. Всё это перемежалось реющими красными флагами, украшенными золотыми пятиконечными звездами с которыми авангардистски контрастировали нищенские лачуги, без стеснения показывающие своё нутро всем проезжающим. Меблировка в них наблюдалась скромная, состоящая из нескольких матрасиков, брошенных на пол. Главным украшением служил алтарь мило убранный цветами, разноцветными лампадками и благостно взирающим на мир задумчивым Буддой.

А мир был наполнен босоногими неотмытыми детишками, маленькими фруктовыми базарчиками, скобяными лавчонками с какой-то проржавелой железной рухлядью и мутными бутылями с керосином, мосластыми коровами, покуривающими сморщенными старцами на тонких ногах, красивыми девушками на байках, понятными рекламными плакатами колы и сотовых операторов, не понятными лозунгами и призывами - партия - ум честь совесть эпохи мир труд май догоним и перегоним америку пятилетку в четыре года. Кучи мусора по обочинам громоздились.


После почти пятичасового пути, машина уткнулась в шлагбаум со стеклянными будками, в которых несли вахту вооружённые автоматами бойцы. Раскрыв дверцу микроавтобуса старший просканировал всю компанию проницательным взором, полюбопытствовав на смешном английском о цели нашего визита и адресе, где мы намерены разместиться.
Учитывая, что мы въезжали в курортную зону, где располагались четырёх- и пятизвёздные отели, а вовсе не на военно-морскую базу, это была тонкая проверка на благонадёжность. За две минуты до этого, вся наша подноготная была выложена с большой охотой вытянувшимся в струнку водителем.

Ещё раз неодобрительно зыркнув, пытаясь изобразить радушную улыбку, дал отмашку проезжать. Про себя он думал, "мы тут кровь проливали, с империалистами воевали, социализм строили, а эти едут жрать моллюсков, да распутничать..." тут он вспомнил последнюю политучёбу и совсем загрустил в своём непонимании, как же жить себе дальше... Приехавший из Ханоя партийный работник долго растолковывал бойцам о переходе к свободному предпринимательству, не строгом соблюдении пятилеток, приватизации, вступлении в ВТО, обтекаемыми отношениями с Америкой, экспорте импорте и прочих вредительских штучках.
Но делать было нечего, пять минут назад ему пришлось поднимать шлагбмаум, пропуская два автобуса с французами и японцами, а американцы с англичанами прибыли ещё с утра...


 

2 комментария:

  1. Живём в России и даже не догадываемся, что где-то есть несчастные страны, гражданам которых приходится ломать своё сознание, приспосабливаться к взаимодействию с нормальным миром, к мысли, что Америка не враг, а источник богатства. Бедные несчастливцы!

    ОтветитьУдалить
  2. Хм)) да я бы сказала, что только старые вояки. со свихнувшимся мозгом, от контузии, вероятно, чувствуют себя слегка не в своей тарелке... а остальные, вполне себе фонтанируют, медитируют, рассекают на своих мотиках и вполне всем довольны.
    А молодёжь, так и вообще раскрепощена и вполне европейска, хотя, здесь более уместно будет - японска, или южнокорейска) или гонкогска)))

    ОтветитьУдалить

Представьтесь, пожалуйста, прежде, чем отправить сообщение.