Амфоризмы

Даже хорошая жена немного неверна своему мужу. То же и муж: как бы плох он ни был, но и он немного верен своей жене.

пятница, 2 января 2015 г.

По Мишелю Эйкему де Монтеню

Прочитал две книги из трёх "Опыты" (или "Эссе") Мишеля Эйкема сеньора Монтень. Третью читать не стал, потому что двух достаточно. Как и полагал, по нынешним временам это скучно. Много банальщины, оправданной временем, в котором жил автор, а это, представьте себе, почти половина тысячелетия назад.



Автор, надо сказать, изучается студентами (или изучался ранее) по программе французской литературы и считается одним из знатных философов того времени. Делая скидку на давность, признаю это. Человек действительно неглупый, способный к мышлению. В наше время и с нашими знаниями он был бы человеком выдающимся, но в наше время с его знаниями он всего лишь человек средний. Что тоже хороший результат, честно скажем.

Первое, что навеял Эйкем, это понимание, на каком мощном базисе произрастает европейская культура, откуда её корни. Его "Опыты" ценны многочисленными историями о древних греках и римлянах, их примерами этического поведения и общественного устройства. У автора это не мёртвые народы, а живые, дающие много пищи уму и служащие иногда эталонными образцами для подражания. И это учитывая, что от древних греков до Мишеля Эйкема столько же и даже больше, чем от Эйкема до нас.

Но при том, что Эйкем высмеивает некоторые особенности, например, греческой демократии или частности, сопутствующие деятельности католической церкви, что ратует за науку, всяческое просвещение (человек эпохи Возрождения, то вы хотите) и вообще показывает себя передовой личностью, но иногда логика его демонстрирует странные кульбиты, а мышление отключается напрочь, что разумеется, является следствием стереотипов того времени: воспитания светского и религиозного, уровня развития наук и образования. Например, при всей здравости автора, он признаётся, что не забывает крестить рот, когда зевает, при этом признаёт дремучими всяческие другие предрассудки.

Второе, что я понял отчётливо, что за 500 лет человек не изменился никак. Изменились условия  его существования: природные, культурные, информационные. Я ловил себя на мысли, что если бы мне выпал случай встретиться со стариком Мишелем, то вряд ли я был бы выше его в диалоге даже со всем своим багажом человека, живущего в 21 веке.

Третье: я думал про Россию, про её культурный базис, про её писателей и философов 16-го века. Но эти мысли понятны, поэтому я их даже не привожу. 

2 комментария:

  1. А ты, Дима, только сейчас добрался до Монтеня? Я его читала лет с пятнадцати)) И даже написала небольшое эссе несколько лет назад. Найду завтра и выложу, как есть. Самой интересно сравнить наши взгляды на "Опыты". Я тоже, как ни странно, вполне представляю себя, беседующей с ним... мда. И вот что, найду запись и даже не буду ничего менять! Самой интересно, куда я придрейфовала за это время) Но я никогда не читала его подряд, а всегда главками, переходя из одного тома в другой

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы его, возможно, и с двух лет читал, а то и с одного, но в нашей деревне даже элементарного Дюма взять было неоткуда. Социалистическая реальность была разная, да.

      Удалить

Представьтесь, пожалуйста, прежде, чем отправить сообщение.