Амфоризмы

Даже хорошая жена немного неверна своему мужу. То же и муж: как бы плох он ни был, но и он немного верен своей жене.

пятница, 13 июня 2014 г.

На пути к человеку новому

Цивилизация человека, как мне видится, уже долгое время никуда не развивается. Технический прогресс безусловен, но он не оказывает почти никакого влияния на свой источник - на человека. То есть, развивая науку и технологию, человек не развивается сам. По-моему, у японцев искусство и воинское дело считались двумя колёсами одной повозки, которой следовало править человеку благородному.



Почему я думаю, что человек не развивается.
Д.Медведев "Памятник интеллекту"
Во-первых, мне легко представить современного человека во времена Тёмных веков. Да, он умеет писать, читать, имеет представления о науках, но в целом это тот же дремучий субъект, не ищущий никаких ответов, верящий в догмы и суеверия, целиком опирающийся на религиозную картину мира. Если современному человеку (и этому есть примеры) указать ведьму, то он сожжёт её ровно так же, как и во времена святой инквизиции, разве что запишет действо на свой айфон, чтобы выложить в соцсети и набрать лайков. Он всё так же верит в недоказуемое, ничего не подвергает анализу, а если к чему-то и относится со скептицизмом, то только к тому, что не в состоянии понять. Никакие технологии не помогают этому человеку приобщаться к Знанию, заменив им свою Веру, которая уже должна бы стать рудиментом.

И это не вопрос о религии, это вопрос о мировоззрении. Человек должен принимать ту картину событий, мира вообще, которая строится на фактах, говоря "это верно, ибо это есть", а не на ту, которая безосновательна, говоря "верно, ибо мне это близко".

Во-вторых, наше восприятие искусства и, во многом, наши человеческие результаты по развитию искусств, по их эволюционированию, говорят о том, что и тут мы в тупике. Уже то, что мы до сих пор учим Пушкина (уже не говоря о том, что где-то древнегреческая литература изучается не только ради общего развития), указывает в немалой мере на то, что кроме Пушкина у нас до сих пор мало что есть. И мы видим это не только на примере поэзии. Те люди, которые сегодня именуются писателями, оставят после себя тома пустейших книг. Те композиторы, которые собирают сегодня полный Дворец Съездов, в лучшем случае умеют играть на пианино, а в худшем - делать сальто с микрофоном. И нет никакого повода сказать, что это новое искусство, модернизация старых форм, потому что модернизация не может состоять в примитивизации формы более совершенной.

San Base, компьютерная графика
Восприятие искусства упирается у нас в твёрдое представление об этом искусстве, как о затвердевшей форме, имеющей вид Пушкина, Куприна, Рахманинова, Улановой, а для кого-то и Лидии Руслановой, Кобзона, Игоря Крутого, а для кого-то... опускаться можно, кажется, бесконечною Между новаторством в искусстве и классикой обыватель, конечно, выбирает классику, поскольку классика всегда ориентирована на более ранние модели человеческого развития и чаще всего не предполагает какого-либо особенного применения мыслительных способностей, при этом именно классика считается непременной спутницей человека развитого, интеллигентного. Всё, что вываливается за рамки классических форм, что носит признаки модернизма, авангарда - то есть признаки поиска новых путей развития искусства, отметается решительно и решительно же не признаётся с возгласами "это ещё что за мазня!" или "это ещё что за какофония!" и т.д. Отметается большинством. И вот это большинство является определяющим качество человечества фактором.

На самых низких по своему развитию людей опираются люди высшие. Опираются на их труд, в первую очередь. На этих высших опираются ещё более развитые люди. Опираются на их труд, на их пассионарность. На этих опираются ещё более развитые. Опираются на их культуру, их знания, их творческие способности. Таким образом, каждый слой человеческого развития даёт собой почву для более высокого слоя людей. Толщина или жирность этого питательного слоя определяет качество и количество слоя высшего.

"Купец" Кустодиев
Так, например, в крестьянской России было очень сильно и славилось купеческое сословие. На почве сильного купечества хорошо росло дворянство, давая ростки в военное дело, в науки и, конечно же, в искусство, о котором у нас, о той его поре, до сих пор очень высокие представления.

И до сих пор у нас, как это не называй, есть крестьяне, купцы, дворяне и знать. Так, можно представить, будет и впредь, учитывая, что всё это условные сословия, разграничиваемые не положением в обществе и не владением собственностью, а исключительно уровнем интеллектуальной среды, которой они придерживаются и воспроизводят. Вопрос эволюции человека заключается в том плодородном слое, который вырастит из себя Человека Нового.

У Стругацких в "Гадких лебедях" описываются эти новые люди, но этого нет и пока что не будет. Невозможно, чтобы, скажем, купечество произвело такое количество элитной прослойки, чтобы эта элита сама смогла служить питанием для новой генерации человека. Или проще: не смогут низшие люди создать почву для новой генерации человека, для этого основательная часть общества должна вырасти интеллектуально, культурно и творчески. Пока же можно видеть, по тенденциям развития всех аспектов нашего общества, таких как культура, наука и образование, здравоохранение, государственные институты, что всё это ориентировано на крестьянско-купеческую массу. И эта ориентация, подобно солнечному свету, помогает разрастанию этих слоёв, но губит остальные, более нежные, поэтому даже то, что у нас считается условным дворянством и элитой, часто носит признаки этих же самых условных крестьян и купцов.

Уважаемые читатели, если вы безусловно поняли то, что здесь написано, то вы с большой вероятностью относитесь к плодородному слою высшего уровня. Если же вы столь же безусловно согласны с содержанием текста, то внимательнее приглядитесь к своему отпрыску - не он ли тот новый человек?

====
P.S. Рукопись продаётся. Почти пять листов рукописного текста, мой автограф и неподражаемые ошибки в словах "кристьяне" и "увожаемые". Спешите купить эту ценнейшую рукопись, чтобы автор мог купить сигарет и нервно покурить в сторонке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Представьтесь, пожалуйста, прежде, чем отправить сообщение.