Амфоризмы

Даже хорошая жена немного неверна своему мужу. То же и муж: как бы плох он ни был, но и он немного верен своей жене.

понедельник, 26 мая 2014 г.

Уровень затопления

Советская власть, её коммунистическое руководство, активно продуцировало средний уровень. Это касалось всего. Всё низшее, что получалось, производилось при коммунистах, было следствием безалаберности, незаинтересованности в качестве труда и вообще экономическими особенностями той социалистической системы. Всё высшее или лучшее, что случалось в той системе предназначалось для укрепления имиджа. Советских граждан либо "подтягивали", либо "опускали" до среднего уровня.



Когда СССР не стало, когда исчезла его идеологическая составляющая, то весь тот средний уровень быстро перешёл в низший разряд. Если в СССР, скажем, производитель стихов имел профит и протежирование за правильное содержание своей продукции, то в капиталистической системе отношений его гениальное знание исторического материализма и виртуозное облачение стандартов морали человека советского в стихотворный размер перестало иметь какой-либо смысл. Погоня за массовым потребителем низвела деидеологизированный средний уровень в разряд непотребства. Наверху остались только малочисленные таланты.

И тут притаилась весьма любопытная закавыка. Этот низкий уровень не стал только достоянием быдломасс, он стал производной новой российской власти. Да, новая российская власть стала продуцировать низкий уровень. Когда Путин говорил, что ему нравится "Любэ", тогда как всякого среднего человека, смотрящего ГТРК "Культура, от этой группы неминуемо стошнит, если доведётся услышать, то это именно то, о чём я говорю. Когда Путин едет на "Ладе-Калина", то это о том же. Когда он назначает на посты губернаторов тех людей, которые только с дерева слезли или, буквально говоря, едва вылезли из спортивного костюма, то это из той же оперы.

То же самое касается и самого губительного направления деятельности российской власти - целенаправленного деформирования человеческого мышления, которым занимаются кроме прочих и те, кто называют себя философами, писателями, бизнесменами, не говоря уже о политтехнологах, которые по умолчанию дерьмо, за редким, правда, исключением.

В основе всего лежит простейший принцип, который даже не нужно объяснять, который понимаем всеми без исключения. Его можно проследить на примере духовности. Обычный человек считает, что приобщаясь к явлениям высокой духовности, которые у нас, как всем известно, производит РПЦ в масштабах индустриальных, он приобретает частичку этой духовности для себя. Или, придя на выступление симфонического концерта, приобретает частичку культуры. Или, приобретя телевизор с большой диагональю, получает также большую диагональ уважения в обществе. Или, поддерживая решения Политбюро, впрыскивает себе в вену доху патриотизма.

 Получается, что человек, ходящий в церковь, на концерты симфонического оркестра, держащийся линии партии и пульта дистанционного управления телевизора, являет собой человека и гражданина достойного во всех отношениях. Так ли это? На самом деле это не так. И духовность, и культура, и патриотизм, и уважение являются продуктом человеческой мысли, мыследеятельности этого самого человека, а посредством посещения церкви, концерта и всего прочего, что я перечислил, производится либо сверка себя со стандартами этого мира, либо пускание пыли в глаза самому себе же, что является одним из очевидных признаков низкоуровневых организмов.

И хотя невозможно совершенствовать себя причастиями, но этот элементарный приём широко используется всюду и везде. "Голосуй или проиграешь" - как пример. Или "купи то-то и получи бесплатно сё-то". Или поцеловать мощи. Или подписать коллективное письмо. Или даже накатать простыню в своём блоге. Но даже накатав что-то вроде этой заметки, совершив какой-никакой, но акт мыследеятельности, приобщившись к этой теме, я не стал более оппозиционен, и в отношение других "причастий" всё ровно так же.

Вопрос не в том, что это есть, а в том, на каком уровне это происходит, на каком уровне происходит ментальная структурализация российской цивилизации.

"Когда читаешь его "Мемуары" (Хрущёва), ведь волосы дыбом встают. Поскольку видишь, на уровне какого - искреннего, правда, - но какого сознания решаются в них мировые проблемы. От чего зависит мир. Хрущёв же действительно верил в те детские глупости и какие-то неподвижные привидения вроде империализма и так далее, которые являются ну целиком потусторонней жизнью. Это мировая история племенного вождя - с теми представлениями о ней, которые могут быть только у племенного вождя."

Цитата из беседы Пилар Бонэт с Мерабом Мамардашвили, 1988 год. 

2 комментария:

  1. Пятигорский писал о тенденции, которая стала проявляться с конца прошлого века - это неуклонно усиливающийся антиинтеллектуализм. Стране стали нужны кто угодно, но только не "умники", то есть те, кто ищет смысл того, что они делают. Хотя тенденция была зачата раньше, когда философский пароход увез сливки гуманитарной общественности, а вместе с ними и традицию мыслить в отдельно взятой стране.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Линор Горалик, из апрельского:
      "…Вот, скажем, классицист Ш. рассказывает студентам, что при разговоре о культуре Римской империи следует помнить, насколько невелика была прослойка подлинно образованного населения. И что вся интеллектуальная элита времен Цезаря могла бы поместиться в два-три автозака."

      Удалить

Представьтесь, пожалуйста, прежде, чем отправить сообщение.